English version Начало Карта сайта Новости Концеры Биография Музыка Фотоальбом Гостевая книга Ссылки

Целительные звуки, или Музыка на здоровье

Статья Ольги Пушкаревой
из журнала "Альянс", сентябрь 1998

      Жизнь в большом городе прекрасна и удивительна: бьет ключом, причем преимущественно - по голове: если не сессия, то контракты, или акции, или отчет, или аврал, или просто беготня - как бы ни называлась эта суета, она засасывает практически всех. У одних щи жидковаты, у других жемчуг мелковат - при этом и те, и другие живут в условиях постоянного стресса.

      И только вечером, после полноценного трудового дня, вконец измотанный делами человек падает в кресло перед телевизором. Чего он ждет от этого "волшебного фонаря", чего ему хочется больше всего? Новостей? Крови и ужасов? Или, может быть, "Лебединого озера"? Да, может, он и сам этого не знает. Но чувствует, что - ни того, ни этого, все надоело, все раздражает… Вот разве что - музыку послушать?.. Ах, эти клипы! О, это беспрерывное мелькание кадров, где хищные улыбки поп-див чередуются с вихрем холеных мышц откормленных данс-групп под неизменно-бодрое "тыч-тач, гоп-ца-ца!" О, эти немыслимые фейерверки и томные переливы разноцветной жидкости по экрану!.. Вам полегчало? Нет? Странно… Что ж, попробуем другое средство.

      На экране - просто горы. Обыкновенные такие Гималаи в самый ранний, предрассветный час. Это мог бы быть Памир, или, скажем, Тибет, но, говорят, там воздух другой, да и энергетика не та, поэтому перед нами - именно Гималаи. Солнце постепенно заливает снежные вершины золотисто-розовым светом. А внизу, в долине множество людей - женщины, мужчины, старики - совершают омовение в водах реки. Движения их плавны, вода чиста и прозрачна… Лишь один человек, по виду явно чужеземец, проходит мимо них, поднимаясь вверх по склону горы. Неторопливо, спокойно и уверенно он приближается к вершине, откуда ему открывается бескрайний простор.

      А музыка… На первый взгляд, музыка, как музыка, не лучше и не хуже других. А через пару минут начинает казаться, что только такой она и может быть. Спокойная, мелодичная. Но при этом - удивительно свежая, не "приевшаяся". Давно ли вам приходилось слышать такую? Говорить о музыке, не слышав ее, - занятие не благодарное. Так же считает и ее создатель - композитор Виталий Бондарчук. Тот самый человек, что поднимался по горному склону.

      Виталий не просто пишет музыку, он рождает ее. Как это умеют, наверное, только дети. Каждый профессиональный композитор годами учится "поверять алгеброй гармонию", следуя по стопам своих предшественников. Бондарчук нигде не учился музыке и, может быть, поэтому сумел сохранить первозданно непосредственную способность воспринимать ее то ли откуда-то из космоса, то ли изнутри самого себя. Может, это и называется - от Бога? Кроме того, он утверждает, что практически не слушает никакой музыки, кроме своей. "Зачем мне чужое, если мне вполне достаточно своего? Может быть, 100-200 лет назад композиторы сочиняли такую разную музыку именно потому, что очень редко слышали друг друга…"

      Впрочем, если не учился - это не значит, что не умеет. Виталий занимается музыкой уже много лет (а сейчас ему - 38). Начинал барабанщиком, играл в группе Константина Никольского "Зеркало мира". Написал полтора десятка песен для Игоря Талькова, в частности знаменитую "Странницу в ночи". Делал для Валерии аранжировки русских романсов и песни для ее англоязычного альбома "Таежная симфония". Песни на его музыку вошли в последний альбом Александра Иванова. Так что дилетантским творчество Бондарчука не назовешь.

      Кроме этого, Виталий давно создавал инструментальные произведения. Несколько лет назад эту музыку услышали профессиональные психологи-практики. И попросили записать его мелодии на кассету - для работы. Так неожиданно выяснилось, что музыка Бондарчука может лечить. Тогда и родилась идея проекта под рабочим названием "Пробуждение". Сейчас готовиться к выпуску серия клипов на инструментальную музыку Бондарчука. Семь из них уже отсняты, четыре - смонтированы. Их создание продюсер проекта Ян Бедерман называет коллективным творческим процессом, в котором принимает участие вся съемочная группа. В команде - только профессионалы: талантливые режиссеры-операторы Григорий Яблочников, призер Парижского фестиваля фильмов о море, известный своими рекламными клипами фирмы "Procter & Gamble", и Юрий Яковлев, снимавший на "Мосфильме" "Освобождение", "Кин-дза-дза" и другие художественные фильмы, художник Марина Ананьева и директор Ульяна Савельева. Записав на студии и прослушав очередное произведение Виталия, "команда" собирается за чайным столом и обсуждает идею будущего клипа: каждый делится своими впечатлениями, ассоциациями. В итоге сообща решается, где будут проходить съемки.

      Все клипы практически не имеют сюжета и объединены общей темой: человек проходит через различные состояния природы и души, рождая музыку. Два первых мини-фильма - "Море" и "Вьюга" - снимались на берегу Финского залива в Петербурге и в Москве. Третий и четвертый - "Восхождение" (тот, с которого начался наш рассказ) и "Пробуждение" - сняты в Индии и Непале. В пятом мы переносимся с Гималаев на весенний Арбат, в шестом - в оркестровую яму, где инструменты словно оживают под музыку. Седьмой клип - "Память" - снят на знаменитом старинном кладбище во Львове, где каждый памятник, каждая мемориальная скульптура - это история жизни и смерти, чья-то неповторимая судьба.

      Стиль этой музыки можно определить как 'new wave classic'. Свои первые произведения Виталий исполнял соло на клавишных. Недавно была создана оркестровая группа из восемнадцати девушек 15- 19 лет, играющих на струнных, духовых и ударных инструментах вместе с ним. Виталий считает, что юные девушки чувствуют музыку лучше кого бы то ни было.

      Когда Виталий играл на Арбате, вокруг него вскоре собралась толпа и многие спрашивали, где можно купить запись этой музыки. И пока еще не нашлось ни одного человека, который сказал бы, что эта музыка ему не нравится. А слышали ее уже многие.

      В качестве эксперимента клипы показывали представителям самых разных слоев населения - и у всех они вызывали исключительно положительную реакцию. Уже отснятые фильмы очень высоко оценил знаменитый голливудский режиссер Виктор Гинзбург. Актер и режиссер Всеволод Шиловский внимательно анализирует каждый клип, называя этот проект "поэзией в музыке".

      Виталий выступает в больницах и госпиталях, на семинарах психологов и психиатров. Успех неизменно потрясающий. У людей, недавно перенесших операцию, проходят боли, специалисты готовы купить кассеты крупным оптом. В западносибирском городе Ноябрьске, куда Виталий приезжал выступать, его клипами начинается каждое утро на региональном телевидении. Там эта музыка уже стала чуть ли не национальным гимном.

      Кассеты с музыкой Виталия хотят купить психологи Белоруссии и украинские телевизионщики. Парижская Ассоциация мелодиетерапии , отделения которой находятся в Швеции, Риме и Нью-Йорке, готова заняться распространением этих кассет во Франции, в том числе в экспериментальном госпитале реабилитации пациентов с психическими и мозговыми травмами. Президент Ассоциации в восторге от музыки Бондарчука, Минздрав Франции будет рад оплатить приезд и проживание российских психологов и музыкантов.

      Ну, а как же простые смертные соотечественники, вроде бы здоровые (слава Богу, без серьезных травм), просто уставшие от стрессов? Первые же попытки предложить клипы телевизионщикам показали, что те с радостью запустят их в эфир хоть сейчас… Если показ оплатят. Так уж повелось. Продюсер же по праву считает, что эта музыка слишком хороша для этого. Пока с этим согласились только на нескольких региональных телестанциях России и на "НТВ-international", которая передает клипы с музыкой Виталий на 37 стран Европы. Ну, нет пророка в Отечестве, ну что поделать.

      Конечно, нашлись и в России инвесторы, пожелавшие принять участие в проекте - например, администрация того же Ноябрьска. Музыкой Бондарчука заинтересовались сотрудники кабельного телевидения Государственной Думы.

      Когда будут готовы первые семь клипов, планируется издание первого, пилотного тиража аудио- и видеокассет, и продолжиться работа над остальными клипами. Мелодию встреч и разлук, вероятно, будут сопровождать кадры, снятые на вокзале. Сейчас готовится специальный бокс для подводных съемок, которые будут проводиться в Красном море или в Таиланде. Фирма "Стереокино" предлагает снять на музыку Виталия стереоклип, и, скорее всего , это будут именно подводные съемки.

      Виталий планирует создать произведение крупной формы, продолжает писать песни. В том числе - на тексты, которые передала ему вдова Игоря Талькова Татьяна. Кто их будет исполнять, пока неизвестно даже самому автору. Может, и сам споет - это сейчас модно, поют почти все композиторы.

      Но самый грандиозный из творческих планов - "живой" концерт Бондарчука в Гималаях, на плато перед Эверестом. Пожалуй, это действительно будет покруче Жан-Мишеля Жарра. Дело даже не в спецэффектах. А в том, что сам проект - чистый и честный. И нужный людям. Эта музыка заставляет слушателя вспомнить о том, что он - Человек, просветляет душу. И если возможно на Земле всеобщее счастье и процветание, то не с этого ли оно могло бы начаться? С того, чтобы каждый заглянул в себя. И очнулся.

Назад